Форум » Конструктив » О смысле и предназначении психоактивных веществ » Ответить

О смысле и предназначении психоактивных веществ

Бутеноп: В человеческой культуре, как и в природе, нет и не может быть ничего лишнего. Все ненужные, чуждые или отжившие элементы культуры рано или поздно отмирают сами по себе, вопреки любым попыткам сохранить их. И если традиция потребления психоактивных веществ (ПВ), усиленно искореняемая в течение многих столетий, до сих пор не отмерла и не исчезла с культурно-исторической сцены, -- значит, в этой традиции есть некий смысл. Иными словами, ПВ, несмотря на их явный вред для здоровья, выполняют определенную функцию, или даже целый ряд функций, которые могут выполнять только они. В нижеследующем очерке мы рассмотрим несколько распространенных гипотез о смысле и предназначении психоактивных веществ в человеческой культуре. 1. ПВ КАК МОДЕРАТОРЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. Реальная жизнь порою бывает груба и невыносима, а прием ПВ позволяет на время забыть о неприятностях, перенестись в мир грез и получить удовольствие без лишних усилий. Эта гипотеза наиболее популярна в самых широких слоях общества: сплошь и рядом приходится слышать, что народ "пьет от нищеты и безысходности", что молодежь "садится на иглу от безработицы и неуверенности в будущем", и т.д. Данный тезис часто используется как алкоголиками и наркоманами, стремящимися оправдать свое пристрастие, так и борцами за здоровый образ жизни, которые призывают нас "не одурманивать себя" и активно бороться за свое жизненное счастье. В последнем случае не вполне понятно, что они имеют в виду: ведь ощущение счастья представляется человеку гораздо более существенным, чем все внешние признаки счастья. Поэтому пропаганда отказа от употребления ПВ, которая строится на этом тезисе, обычно не имеет успеха у потребителей ПВ. 2. ПВ КАК МЕХАНИЗМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА. На высокой степени развития цивилизации прямая борьба за существование запрещена или существенно ограничена законами, традициями, моралью и т.п. Вследствие этого человечество размножилось до немыслимых пределов и перестало развиваться как биологический вид. Прием психоактивных веществ, наносящих значительный вред здоровью, позволяет произвести что-то вроде социальной эвтаназии: выявить особей, наименее приспособленных к жизни, и физически устранить их. На языке "борцов с наркотиками" этот тезис формулируется следующим образом: "Наркотики наносят вред здоровью нации". Предполагается, что при ликвидации оборота наркотиков неприспособленные особи перестанут вымирать, и здоровье нации от этого улучшится. 3. ПВ КАК ПСИХОКОРРЕКТОРЫ. Практическое применение многих ПВ связано с тем, что они делают человека более способным к выполнению определенных задач. Это и чашка кофе перед работой, и рюмка водки перед атакой, и сигарета перед визитом к начальнику, и пара затяжек марихуаны перед концертом, и многое другое. Данный тезис используется многими сторонниками умеренного употребления ПВ, но, к сожалению, часто служит оправданием для злоупотребления. 4. ПВ КАК "РАЗРЕШИТЕЛИ" ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ. Поведение "культурного" человека жестко регламентировано: чем выше его положение в обществе, тем строже ограничены естественные проявления его природы. Однако постоянная регламентация негативно сказывается на психике индивидов, способствует накоплению агрессии и психических патологий. Чтобы цивилизация не рухнула под собственной тяжестью, люди должны иметь возможность время от времени отбросить все культурные ограничения и "выпустить пар". Для этой цели устанавливаются специальные дни (праздники, фестивали, карнавалы) и специальные условия, одним из которых является прием психоактивных веществ (алкоголя, гашиша, опиума, галлюциногенов и т.д.). Различные ПВ "разрешают" разные формы девиантного поведения: так, алкоголь легализует агрессию и половую невоздержанность, гашиш - речевую гиперактивность, двигательную расторможенность и инфантильность, опиум - безразличие к происходящему и полную расслабленность. Когда в культурном контексте возникает новое психоактивное вещество, это свидетельствует о том, что некая форма поведения чересчур регламентирована и нуждается в легализации. 5. ПВ КАК РЕКРЕАЦИОННОЕ СРЕДСТВО. Чем дальше мы от голода, тем ближе к скуке; чем интенсивнее мы работаем, тем в более интенсивном отдыхе мы нуждаемся. Многие ПВ позволяют мгновенно расслабиться, сменить настроение и обстановку, "отключиться" от будничных забот и восстановить свою трудоспособность. Разумеется, всего этого можно достигнуть с помощью легкого аутотреннинга, дыхательных упражнений и т.д., но большинство людей воспринимают такие методы как "самообман" и больше доверяют психоактивным веществам, даже если они принимаются в явно недостаточных дозах. Классический пример - марихуана, воздействие которой больше зависит от установки и обстановки, чем от процентного содержания соответствующего ПВ. Впрочем, то же самое часто происходит и с алкоголем, и со стимуляторами, и даже с галлюциногенами. 6. ПВ КАК "РАСШИРИТЕЛИ СОЗНАНИЯ". Этот тезис охотнее всего поддерживается художниками, писателями и прочими деятелями искусства. Они утверждают, что прием ПВ раскрывает для них новые горизонты, позволяет увидеть прекрасное в привычном, рождает ценные идеи и дарит вдохновение. Известно также, что некоторые ПВ усиливают восприимчивость к произведениям искусства и позволяют воспринимать их совершенно иначе. Впрочем, данная теория подробно и последовательно изложена в популярной книге Олдоса Хаксли "Двери восприятия", и уделять ей много внимания нет необходимости. 7. ПВ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ ОБЩЕНИЯ С "ИНОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ". В большинстве архаичных культур ПВ используются строго в рамках религиозных и магических ритуалов. Таинственная "сома" ведической религии, "хаома" зороастрийцев, шаманские мухоморы, аяхуаска амазонских индейцев - все эти вещества обладают ярко выраженным психоактивным действием и порождают измененные состояния сознания, которые легко преобразуются в религиозный экстаз. Кроме того, некоторые ПВ используются для ясновидения, телепатии и непосредственного общения с Божеством (например, в ритуалах вуду для этой цели применяется алкоголь). Многие сторонники употребления ПВ приводят эти факты как обоснование своего пристрастия, тогда как противники ПВ стараются их просто не замечать. Подводя итоги вышесказанному, попробуем обрисовать общество, которое в принципе не нуждается в психоактивных веществах. Логика подсказывает, что в этом обществе: 1) нет поводов для отчаяния и масштабного недовольства жизнью; 2) численность населения сохраняется на оптимальном уровне, а чистота породы поддерживается путем разумного искусственного отбора; 3) каждый член общества владеет всеми необходимыми приемами психокоррекции, расслабления и самостимуляции; 4) нормы поведения достаточно либеральны, а все отклонения от них разрешены при условии, что они не выходят за пределы круга тех людей, которые эти отклонения допускают; 5) существует большое разнообразие игр и развлечений; 6) отсутствует любопытство ко всему, что выходит за пределы здравого смысла; 7) пределы здравого смысла столь широки, что включают в себя веру в чудеса, медитативный опыт непосредственного общения с "иной реальностью" и Божеством. Пока хотя бы одно из этих условий не выполняется в полной мере, традиция потребления ПВ будет жива, а все попытки бороться с нею будут обречены на поражение. Впрочем, борьба против ПВ в принципе не может окончиться победой, поскольку является неотъемлемой частью ПВ-традиции. Ведь даже такие "легальные" ПВ, как алкоголь и никотин, не одобряются общественным мнением, и это существенно ограничивает их потребление. Однако полный и безоговорочный законодательный запрет на употребление тех или иных ПВ, как правило, подрывает авторитет государственной власти и дестабилизирует общество, о чем свидетельствуют многочисленные исторические примеры. Поэтому мы полагаем, что проблема ПВ должна решаться, прежде всего, не в законодательном, а в социокультурном контексте (где она, собственно говоря, и существует). Именно культура способна разумно ограничить сферу употребления тех или иных ПВ, выделить для них соответствующее время и место, привязать их к той или иной социальной, возрастной или этнической группе, и, в конечном счете, извлечь из них максимальную пользу и свести к минимуму их вредоносное воздействие. ИсточникРАСТАМАНСКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ P.S. кто что думает по поводу...

Ответов - 15

D: ПВ больше всего приносят пользу только тем, кто их продаёт.

Бутеноп: D пишет: ПВ больше всего приносят пользу только тем, кто их продаёт. Спрос рождает предложение. Деньги выполняют функцию эквивалента, таким образом люди сознательно готовы работать\воровать\просаживать имеющиеся средства ради действия ПВ. Что интересно, сейчас все знают о пагубных последствиях этого самого действия, но потребление лишь растёт... Попробовав раз, ем и сейчас Пожалуй самый уместный лозунг, для описания взаимодействия почти всех людей с ПВ. Ведь чем больше и чаще употребляешь, тем труднее обойтись без допинга.

D: Я кальян курнул, знаешь, никаких неприятных последствий не было, не знаю, было ли связано с ним моё последующее весьма девиантное поведение, но больше мне курить его не охото.


herr Zonn: Всё так, всё так, и никуда от них не денешься, но так даже интереснее, разве нет? Креатиффф! Энергия креатива - дело рукотворное, так что чифирнём, друзья )

Бутеноп: Так вот. Довелось мне почитать одну статейку про влияние ПВ на клубную культуру в Англии. в частности появление экстази вызвало революцию, за счёт своего влияния. Судя по описанию, эти таблетки с одной стороны придают бодрость, а с другой подавляют чувсто страха, за счёт чего человек чувствует себя много комфортнее, активнее идёт на контакт с другими людьми, знакомыми и не очень. Но при этом остаётся более-менее адекватен. С другой стороны, отмечается, что клубная культура не сводится исключительно к употреблению ПВ, ПВ лишь средство для достижения конечных целей, которыми по большей части являются весёлое времяпрепровождение, свободное общение. Т.е. люди сами сначала строят стену между собой и окружающим миром, а потом делают в ней дырки с помощью ПВ.

Мур'авейКа: Ммм... впала в ступор минут на 5, представляяя, что побудило Вас, Александр, открыть эту тему))) Поделиться ощущениями с космосом?

Бутеноп: Иногда В голову лезут странные мысли Я веду Книгу Учета Жизни. Посто, наблюдая за окружающим миром в целом, и собой в частности, меня заинтересовали отношения между человеком и ПВ.

Мур'авейКа: Какие имено отношения тебя заинтересовали? Имхо, выпивка/сигареты/кальян и т.п. - это одна тема - тема вреда, зависимости и т.д. А измененные состояния сознания - это совсем другой уровень и другие препараты. Эта тема много кого интересовала, но чтобы говорить об этом все сводится к одному, готов ты попробовать или нет. Я не готова, а ты?

Бутеноп: Не, изменённые состояния сознания, это немного не то, что именно меня привлекло. Я скорее задумался об социальной роли ПВ. Так, в определённых кругах, люди проводят много времени, выкуривая совместно сигареты. Вообще, надо сказать, это отдельный ритуал. Т.е. сигареты выполняют роль определённого "мостика" между людьми. Алкоголь опять таки. Общение в пьяной компании и в трезвой, как говорят в Одессе, это две большие разницы. Обычно, пьяным веселее, но это совсем не значит, что если напиться, то будет весело. Меня как раз заинтересовал вопрос получения удовольствия от жизни вообще и общения в частности, при помощи и без оной от ПВ.

Мур'авейКа: Мне всегда казалось, что роль "мостика" они преимущественно у школьников выполняют, а потом голос прорезывается у людей и общение становится лучшим мостиком и превалирующим. Так что слабоватая у них социальная роль, на мой взгляд. А у пьяных малообщительных людей, имхо, доля эгоизма, как правило, возрастает, как бы это ни проявлялось: в погруженности в себя или в буйстве самовыражения. Так что никакой коммуникативной функции опять таки не наблюдается.

Бутеноп: Ты в курсе, что такое "перекур"? Ты наблюдала эти вполне длительные и содержательные беседы, которые проводят курильщики? Пить можно по-разному. Это да. Но сбрасывать коммуникативную функцию с алкоголя всё же крайне наивно. Всё же человек слегка под градусом намного раскрепощённее. Я же не говорю, об алкоголизме, когда человек теряет связь с адекватностью.

Мур'авейКа: Ты победил, кэп) Все так. Мои попытки понять, в чем смысл это обсуждать, терпят крах и упираются в тупик.)

Бутеноп: Едем дальше, видим мост. Т.е. одной из функций ПВ является коммуникативная, Пв снижает уровень контроля и т.д. Человек, рассказывая про свои приключения под воздействием ПВ, зачастую с нескрываемым удовольствием, часто заостряет внимание именно на том, что будь он в адекватном состоянии, то никогда бы на это не пошёл. А по рассуждать тут можно вот о чём. В обществе сложился определённый свод правил поведения, которому должен соответствовать человек. При этом детям, как лицам более открытым и непосредственным разрешается куда более вольное поведение, а взрослые ограничиваются определёнными рамками. Постоянный контроль за собой, боязнь выйти за эти рамки приводит к накоплению усталости, которую и помогают преодолевать ПВ, разрешая хотя бы в некоторой степени перейти за обыденные рамки поведения. Т.е. меня как раз и заинтересовало, стоит ли оно того ограничивать себя, чтобы потом пытаться всякими способами развеяться, или можно хотя бы временами позволять себе подурачиться, вопреки общепринятой морали?

Бутеноп: Вообще, если жить в своё удовольствие, вопреки мнению общества, если опираться только на собственные представления о добре и зле, то это требует определённой доли эгоизма. Черезмерной, зачастую, доли эгоизма, то есть подхода "А мне на всех пох, мне так равится". это в свою очередь, является той защитной стеной, которая предохраняет от черезмерной чувствительности и ранимости, когда к людям раскрытым сердцем, а они к тебе, извиняюсь, за выражение, жопой...

Бутеноп: А, что касаемо собственно ПВ... Для начала разберём алкоголь. Основываясь на личном опыте. Вообще, употребление алкоголя можно разделить на несколько уровней: 1. Гомеопатический. Буквально Рюмка коньяка/водки, ну, или бокал вина/шампанского. Позволяет чисто физически снять напряжение, расслабиться, абсолютно без последствий для психики. Такая просто помощь организму, зачастую очень в тему и вовремя. 2. Выпить и повеселиться. Довольно широкий диапазон доз, для выключения разумной составляющей сознания, дабы воплотить все тайные замыслы, то есть реализовать поговорку, что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. Работает только с согласия этого самого разума и только в той мере, в которой этот самый разум позволит... 3. Напиться и забыться. Применим только в самых душераздирающих ситуациях. Не приносит никакого морального удовлетворения, зато через физические страдания после похмелья, позволяет слегка очистить дух, и наметить путь к решительным действиям по преодолению сложившихся проблем.



полная версия страницы